17.09.2013
«От бизнеса Югры ждут инициативы: Центр кластерного развития готов поддержать производителей»
Газета «Новости Югры» от 19.09.2013

От бизнеса ждут инициативы

Центр кластерного развития готов поддержать производителей

Виктория Устинова

Экономика страны и каждого региона в отдельности не может быть стабильной, если не развивается малый и средний бизнес, именно представители предпринимательского сообщества являются тем самым средним классом, на который опираются все системы государства. Это знают во всем мире, поэтому создать благоприятные условия для развития бизнеса – одна из первых целей, которую ставят пред собой власти развитых стран.

Сегодня и Россия активно перестраивает экономику на диверсификационные рельсы, стремясь уйти от сырьевой зависимости и начать производить товары и услуги, развивая инновационную деятельность. Югра чутко реагирует на потребности времени: правительство округа непрерывно работает над совершенствованием нормативно-правовой базы, которая обеспечит благоприятные условия для развития бизнеса, привлечения в округ инвестиций, модернизации производств.

Именно с этой целью в регионе начал работу Центр кластерного развития, руководитель которого – Александр ОВЧАРЕНКО рассказал о целях и задачах новой структуры.

– О реализации кластерного подхода к развитию экономики говорится давно. Он хорошо зарекомендовал себя в мировой практике, в его эффективности нет причин сомневаться. В округе уже на протяжении двух лет ведется разработка концепции отраслевых кластеров.

1 августа 2013 года создан Центр кластерного развития, цель которого – скоординировать усилия всех участников рынка: производителей, поставщиков, научных организаций. Наша задача – выработать единую политику развития не отдельного предприятия, а отрасли в целом, найдя нишу каждому производителю и создав такие условия – правовые и административные – которые не просто позволят предприятию оставаться на плаву, но и дадут импульс его развитию: модернизации производства, увеличению количества рабочих мест, выходу на мировой рынок.

 Какие отрасли югорского бизнеса получат поддержку в первую очередь?

– Стратегия социально-экономического развития Югры предполагает интенсивную поддержку нескольких отраслей. При этом приоритет отдан несырьевым видам деятельности, в первую очередь, лесопромышленному, агропромышленному, в частности, рыбоперерабатывающему, и нефтегазохимическому комплексам. Что касается последнего, то, подчеркну, речь идет не о добыче, а о переработке попутного газа. Эта проблема давно существует в округе. Назрела необходимость предпринять шаги, которые бы помогли скоординировать усилия, прилагаемые различными участниками экономических и производственных процессов: помочь представителям малого бизнеса укрепиться в этой отрасли. Нужно отметить, газопереработка – это серьезная, финансово затратная сфера деятельности, где мелким игрокам удержаться непросто.

В округе есть большая потребность в функционировании именно нефтегазоперерабатывающего кластера. На территории региона множество мелких малорентабельных месторождений, которые большим компаниям разрабатывать невыгодно. Зато эти ресурсы привлекательны для малых предприятий, но, так как производство высокотехнологичное, требующее модернизации, внедрения инновационных технологий, у среднего бизнеса просто не хватает ресурсов – финансовых и научных. Немаловажным отрицательным фактором выступает сложная процедура получения разрешительных документов. И здесь роль Центра кластерного развития заключается в том, чтобы устранить излишние административные барьеры, урегулировать правовые вопросы, привлечь научные ресурсы и инвестиции в основной капитал организаций. Эти функции будут реализовываться не для одного конкретного предприятия, а для всех участников кластера, при этом административные затраты не лягут на бизнес.

Как кластерный сценарий будет работать в леспроме?

– Лесная промышленность – еще один приоритет. Сегодня в отрасли, которая в свое время была развита и приносила немалый доход казне, наблюдается застой. Предстоит приложить немалые усилия для ее возрождения, но это того стоит: потенциал леспрома Югры весьма велик.

Сегодня в автономном округе работают четыре деревоперерабатывающих предприятия. Они производят продукцию и реализуют ее на внутреннем рынке, но них нет выхода на рынок зарубежный. Лесопромышленный кластер может выступать как инициатор налоговых льгот, он возьмет на себя поиск крупных заказчиков, выстроит эффективную логистическую и производственную цепочку от закупки сырья до доставки готовой продукции заказчику напрямую, минуя посредников.

Может ли в таких условиях сохраниться здоровая конкуренция среди предприятий внутри отрасли?

– Задача Центра состоит не в том, чтобы лоббировать интересы отдельного предприятия. А в том, чтобы, поднявшись над ситуацией, увидеть картину в целом, определить место каждого игрока и просчитать наиболее выгодное для него развитие не в ущерб другим участникам кластера.

Речь не идет о том, что продукция деревообрабатывающей промышленности для потребителя станет вдруг в разы дешевле благодаря кластерному подходу: даже при снижении ее себестоимости такого не случится. Если сборный деревянный дом, произведенный в центральной России, предлагается за миллион рублей, то такой же дом, произведенный в Югре, не может стоить в два раза меньше, по той простой причине, что это – рынок. Да, его стоимость снизится, но ровно на стоимость доставки.

Речь идет о том, что, объединившись в кластер, предприятия лесной промышленности округа получат ресурсы для дальнейшего развития, смогут модернизировать производство, повысить качество продукции, выйти на международный рынок. Как следствие – появятся новые рабочие места, повысится производительность труда, увеличатся налоговые поступления в бюджет округа. Экономика Югры, безусловно, выиграет. Что же касается конкуренции – она не сойдет на нет, а перейдет в другую плоскость: будет не внутри отрасли региона, а между лесной промышленностью различных регионов России.

По сути, кластеры не ориентированы на потребителя внутри округа – эта доля продаж составит не более 20 % продукции – они ориентированы на внешний рынок.

 Вы предлагаете разработать зонтичный бренд для лесопромышленного кластера: как он будет работать?

– Предприятия отрасли выпускают практически идентичную продукцию, к примеру, брус или древесностружечную плиту. И есть зарубежный заказчик, который может купить весь совокупный объем продукции. Мы предлагаем продавать продукцию под одним – общим – брендом, условно говоря, «Лес Югры». А конечная наша цель состоит в том, чтобы выставлять на рынок в качестве продукта не сырье или пиломатериалы, а продукт глубокой переработки, в частности, деревянные дома. И весь процесс производства, начиная с рубки леса и заканчивая его монтажом, должен осуществляться нашими трудовыми ресурсами.

 Какие регионы можно привести как пример эффективной работы отраслевых кластеров?

- Нефтегазоперерабатывающий кластер в Татарстане. По сути, Татарстан является нефтегазохимической республикой, поскольку в основе всех полимеров, составляющих гордость местной промышленности, лежат газы: этилен, пропилен, бутадиен и другие. Там производится полиэтилен, синтетические каучуки, стекловолокно и стеклопластиковые трубы, шины, пластиковые бутылки, битум.

В Калуге активно развивается автостроительный кластер: в одной связке работают завод «Фольксваген», металлургический, шинный комбинаты, образовательные учреждения, выпускающие специалистов для этой отрасли.

Примеров немало. Уверен, что и в Югре кластерная политика будет успешно реализована, тем более, у нас есть и финансовые ресурсы, которые предоставит Фонд развития Югры, и научные: их обеспечит Технопарк высоких технологий.

Однако мы не собираемся делать бизнес за бизнесменов. Мы ждем, что предпринимательское сообщество проявит инициативу и начнет активно сотрудничать с нами, заявив себя участником отраслевого кластера.

К сведению

Центр кластерного развития Югры создан совместно с Минэкономразвития России, с финансированием из федерального и окружного бюджетов 50% на 50%. Познакомиться с направлениями работы Центра можно на сайте www.ckr-ugra.ru.

В 25 регионах такие структуры уже созданы и эффективно работают.

Справка

Кластерный подход в управлении региональным развитием – это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом.

Кластер – это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Особенность кластера заключается в его инновационности.